Warning: mysqli_result::free(): Couldn't fetch mysqli_result in /var/www/u0082249/data/www/podoinstitut.ru/pages/article.php on line 33
Статьи и обзоры
← Назад

Что такое "российская подология"

Михаил Михеев, 12.06.2015 г.

Слово «подология» прочно вошло в профессиональный обиход мастеров ногтевой индустрии.

Многие компании и частные клиники завели штатную единицу «подолог», мастера заказали соответствующие бейджи и вывески на кабинет, а количество сайтов и страниц в социальных сетях, объединяющих тех или иных «подологов», растет день ото дня.

Наша цель – разобраться, чем занимается подолог, каким должно быть его образование, какие ему нужны навыки, кем видит себя подолог среди других специалистов.

Сам термин «подология» говорит о том, что это наука о стопе. В соответствии с этим, «подолог» – специалист, позволяющий сохранить здоровье стопы и мобильность человека до глубокой старости.

 

Кто займется стопой

Еще до возникновения подологии здоровьем стопы занимались врачи самых разных специальностей. Хирург оперировал вросший ноготь, дерматолог следил за здоровьем ногтей и кожи, ортопед помогал сохранить архитектуру стопы и т.д. Медики знают очень много про здоровье стопы и взаимосвязи с другими факторами, но лишены некоторых практических навыков и специфического оборудования (педикюрное кресло и аппарат, фрезы и т.п.), а самое главное – обществу слишком дорого использовать квалифицированного врача для решения «несложных» проблем.

Современный городской житель, вероятно, идет с проблемами стопы в салон красоты. Именно мастер педикюра раньше других может увидеть подозрительные изменения кожи, ногтей, пальцев, стопы. И должен бы дать ценный совет, чтобы клиент подтвердил или развеял свои подозрения у соответствующего врача. Мы пишем «должен бы», потому что в реальном мире мастеру не хватает для этого знаний и кругозора.

С одной стороны есть медики, которые теоретически умеют лечить заболевания и сохранять здоровье стопы, но, как правило, получает стопу с запущенной проблемой, когда простые средства использовать поздно. С другой стороны находится мастер педикюра, который мог бы разглядеть и предотвратить проблемы задолго до их обострения, если бы больше знал и умел.

Между этими профессиями – пропасть и взаимное недоверие. Медицина относится к педикюру преимущественно плохо, и на это есть основания: низкий уровень профессионального и общего образования, антисанитария, безответственность. Мастера педикюра признают интеллектуальное превосходство медиков, но сталкиваются с высокомерием врачей и радикальностью их методов.

 

Рождение профессии

Эта пропасть стала предпосылкой для зарождения профессии «подолог». Наиболее близка к российской реальности в юридическом и культурном плане Германия. Там подолог – это не врач. Подология – парамедицинская специальность, то есть специалист-подолог находится «рядом с врачом», являясь продолжением его руки. Подолог работает в постоянном контакте с врачами, уточняя у них диагноз и выполняя их указания. В такой команде врач – голова, а подолог – руки (не лишенные, однако, и своей головы).

Идеи подологии витали в воздухе давно, оформить их пытались с начала 80-х годов, а закон, который ввел формальные требования и стандарты, вструпил в силу лишь в 2002 году. Государство преследовало несколько целей, но главной задачей было улучшить уход за стопой диабетиков, раньше диагностировать проблемы синдрома диабетической стопы и, как следствие, сократить количество ампутаций.

 

Кто готовит подологов

В России приказом Министерства образования №513 от 2 июля 2013 года был утвержден новейший перечень профессий и должностей, в котором места для подологов не нашлось. До последнего времени ближайшей родственной профессией оставалась «педикюрша». Правда, в декабре 2014 года в России появился профессиональный стандарт «Специалист по предоставлению маникюрных и педикюрных услуг», но подологи в нем не упоминаются. Раз нет утвержденного стандарта, каждый волен называть себя подологом без последствий. Многие специалисты так и поступают.

Теоретически, гражданин России может стать подологом в Европе и работать с иностранным дипломом на родине, но это требует хорошего знания языка и готовности прожить в Европе несколько лет, оплачивать обучение и при этом не работать. На сегодня нам не известно ни одного такого случая. Так что пока все или почти все российские «подологи» самопровозглашенные и непризнанные.

Заметим, что многие российские «подологи» – бывшие врачи. У многих из них прошлого образования не только достаточно, но и избыточно для успешной сдачи экзамена на подолога. Но таких экзаменов никто не сдавал, поэтому объективного подтверждения квалификации ни у кого из российских «подологов» нет.

 

Образование «у них»

В Германии действует около 40 школ подологии, которые выпускают несколько сотен специалистов в год. Школы проходят обязательное лицензирование. Государство проверяет как материальную базу (помещение, оснащенность, гигиену), так и квалификацию преподавателей.

Обучение длится 2 года (очная) или 3 года (заочная форма). То есть будущий подолог должен, как минимум, два года только учиться. Плюс оплачивать стоимость обучения – это около 20000 евро. Те, у кого нет богатых родителей, берут кредит.

Обучение включает общие медицинские дисциплины (анатомия, физиология, гистология, микробиология, патофизиология и т.д.), связанные со стопой теоретические предметы, а также прикладные дисциплины: владение инструментом, аппаратом, материалами, ортониксия, протезирование, ортезирование, обработка и перевязка ран, массажи и др. Как видите, это солидный список теоретических и практических предметов. Многие российские мастера значительно продвинулись в отдельных дисциплинах, особенно прикладных, но вряд ли кто-то подготовился по всем пунктам без исключения.

В школах подологии сдают теоретические и практические экзамены в несколько этапов. Выпускные экзамены сначала принимают преподаватели школы, а затем госкомиссия.

Подологи с дипломом в Германии в дефиците (кроме восточных областей). Высокий спрос на их услуги стимулирует государство: все пациенты с диабетом в Германии могут получать услуги подолога по полису ОМС, фактически, бесплатно.

 

Диспропорции образования

Формальные требования к образованию мастера педикюра (педикюрши) в нашей стране практически сошли на нет. Большинство специалистов на рынке окончили ближайшие курсы продолжительностью одну неделю, получили «диплом» и устроились на работу.

Управляющий салоном имеет мало возможностей, чтобы оценить уровень профессиональной подготовки мастера (для этого нужно самому разбираться в педикюре). Поэтому он вынужден доверять диплому. Как правило, школы выдают дипломы всем, кто оплатил курс, поэтому сам факт выдачи не означает, что даже на этом очень коротком курсе мастер учился добросовестно. В связи с этим мы видим большую перспективу у услуги по аттестации мастеров. Это комплексный экзамен на платной основе, который позволяет получить более объективную оценку знаний и навыков мастера.

Очевидная проблема – за 5-6 дней бесполезно даже пытаться объяснить, как устроена стопа. Времени в таком коротком курсе едва хватает на то, чтобы показать отдельные действия по обработке стопы (вот так стрижем ногти, вот так пилим, вот так шлифуем кожу), а дальше надеяться, что мастер сам как-то разберется, что нужно делать. О теоретической базе речи нет, так как ее некогда давать.

Качество подготовки мастеров педикюра в нашей стране – пример разрушительного влияния конкуренции без ограничений, а также отсутствия национальной привычки платить за знания.

Конкуренция заставляет школы искать способы снизить затраты, что означает, в первую очередь, сократить время обучения. В стремлении окончательно «рационализировать» учебный процесс школы исключили все, что не имело самого прямого отношения к ежедневной работе. Представьте пример из другой области: автошкола учит будущих водителей как трогаться с места, как поворачивать и как тормозить, после этого выдает им права.

Отчасти, проблема российского педикюрного образования в том, что оно традиционно слишком дешевое. Сравните стоимость получения профессии мастера педикюра с затратами на то, чтобы стать, например, стоматологом, юристом, кредитным специалистом. Хорошее образование в других областях уже сейчас стоит в сотни раз больше, чем курсы по педикюру.

Школа педикюра требует инвестиций, а стоимость курсов низкая, поэтому обычно педикюрные школы убыточны. Независимые школы не выживают, а остаются школы при торговых фирмах. Убыточность обучения покрывается прибылью от продажи инструментов и расходных материалов. В этой ситуации школе неинтересно рассказывать про клетку, сосуды, строение кожи, диабет и т.д. Теория сводится к изучению материалов, ведь именно их последующая продажа делает обучение рентабельным.

После таких курсов голова мастера забита перечнем огромного ряда инструментов и материалов, которые он «должен купить». На покупку всего, как правило, не хватает денег, поэтому мастер останавливается на одном, достаточно случайном наборе. Большинству мастеров знакомо «кладбище» фрез и инструментов, неудобных аппаратов, которые однажды были куплены, после чего никогда не пригодились.

Это, кстати, провоцирует еще одну проблему: впоследствии салоны очень неохотно приобретают для мастера новое оборудование, инструменты и материалы. Мастера жалуются на жадность и упрямство управляющих, а сами управляющие – на то, что мастеру «вечно что-то нужно, он и сам не знает что». Отчасти они правы: мастера уже совершили такое количество бессмысленных покупок, что давать деньги на их новые идеи никто не хочет.

Эти и другие проблемы мешают мастерам работать, получая от этого радость и достойный доход, а салонам расширяться и зарабатывать на педикюрном кабинете. А ведь все эти проблемы заранее запрограммированы особенностями образования – короткими недорогими курсами с рекламным уклоном.

 

Лицензирование

По идее рамками для здоровой конкуренции должно выступать обязательное лицензирование образовательной деятельности, в частности, школ педикюра. Именно лицензирующие органы должны были отсеять «халтурные» курсы, настаивать на расширении программы и т.д.

В реальности лицензирование оторвалось от жизни и стало полностью формальным. Наличие лицензии перестало отражать реальную ценность школ. Многие уважаемые школы с хорошей материальной базой, опытом и современными технологиями не смогли получить лицензии по формальным причинам и работают, маскируя «обучение» под «семинары». И наоборот, другие образовательные учреждения, например, парикмахерские колледжи или курсы, где готовят любых специалистов, от бухгалтера до переводчика, обладают всеми лицензиями, а на практике отстали от современного педикюра на десятки лет.

К сожалению, ожидать изменений к лучшему со стороны государства не приходится, а значит, улучшения должны прийти снизу, то есть от нас с вами.

 

Куда двигаться

Логичная идея – стимулировать появление школ, где подготовка мастера педикюра длится хотя бы несколько недель. Такие примеры уже есть, но будущие мастера, на словах мечтающие «расти и развиваться», идут в них крайне неохотно: жалко времени и денег.

Для работающих мастеров, действительно желающих развиваться, очевидное решение – последовательно, тему за темой, расширять свои знания и получать новые навыки на курсах повышения квалификации. Например, научился работать на современном оборудовании со спреем, потом полгода применял это на практике. Научился основам ортониксии – потом полгода интенсивно делал скобы. Научился обрабатывать микозы – расширяешь круг клиентов с грибком, наблюдаешь разные случаи, собираешь опыт. И так далее. Таким образом, можно собрать действительно хорошие практические навыки.

До уровня подолога по-прежнему не будет хватать теоретических основ, особенно по общим медицинским дисциплинам. Решить эту проблему можно получив доступное среднее медицинское образование вне педикюрной отрасли. Конечно, потребуются усилия, это тяжело совмещать с работой, и, тем более, с семьей, но все же возможно.

Спрос рождает предложение. Качество обучения наверняка само будет улучшаться, если возникнет не мечтательный, а реальный спрос. Мастера и владельцы бизнеса должны задуматься о том, что в жизни всегда нужно что-то вложить, чтобы потом получить. Экономить на образовании без ущерба для качества не получится, чуда не произойдет.

Мы уверены: как только будет больше мастеров, которых не устраивает поверхностное образование и которые будут готовы учиться дольше, глубже и платить за это, появятся и соответствующие предложения от школ.

 

Отношения с медициной

Профессия «подолог» не отнимает работу у врачей. Наоборот, возможность положиться на подолога делает работу врача более эффективной. Подологи должны стремиться к признанию медиков и появлению междисциплинарного сотрудничества.

Группа специалистов, среди которых есть подолог, ведет пациента, при этом каждый выполняет свою часть работы, в которой хорошо разбирается, а далее передает пациента следующему специалисту. Например, при лечении онихомикоза потребуется сотрудничество дерматолога и подолога, при лечении вросшего ногтя и панариция – сотрудничество подолога с хирургом. В Германии над благополучием пациентов с осложнениями сахарного диабета на ногах работает целая команда: эндокринолог (он – главный, и может привлекать других врачей), специалист по питанию, школа диабета, ортопедическая мастерская и подолог.

В России до такой работы предстоит еще многое сделать. Главное условие, чтобы подобное сотрудничество стало возможным – это рост уровня теоретических знаний мастеров педикюра, соблюдение профессиональной этики и внимание к гигиене.

 

Разница между эстетическим и медицинским педикюром огромна. Это два разных мира, две разных профессии, которые возникли из одного источника, но двигаются в противоположных направлениях. Этой теме стоит посвятить отдельную статью.

Оба направления хороши и нужны людям, оба должны существовать и развиваться. Но хочется заметить, что достойного предложения услуг в российской подологии все еще крайне мало, а это значит, что возможностей для трудолюбивых и талантливых мастеров – очень много. Нужно только их вовремя разглядеть, а затем двигаться к цели не обращая внимания на замечания «у нас еще никто так не делал».

 

Распространенные заблуждения

Если после базового курса я работаю несколько лет и сходил на пару курсов и конференций, то постепенно сам стану подологом.

Это, конечно, не так. Стаж и опыт – дело хорошее, но знаний они не заменяют. Подолог – специалист с полным набором знаний и навыков, а не выборочными «сильными сторонами».

 

Подолог – врач, а я не собирался быть врачом

Подолог не врач, скорее это мастер педикюра со знаниями, которые позволяют говорить с врачом на одном языке. Подолог не заменяет врача, а позволяет ему сделать свою работу лучше. Подология – перспективная ниша для амбициозных мастеров педикюра, которым не достаточно эстетики, наращивания и покрытия лаком. Подология позволяет почувствовать себя нужным, испытать большую радость и благодарность пациентов, не прекращать интеллектуальное развитие в течение всей карьеры.

 

У нас нет спроса на услуги подолога, людям нужна эстетика

Если в обществе есть диабет, если есть проблема лишнего веса, если люди носят закрытую обувь, если люди стареют, то спрос на услуги подолога появится автоматически. Потребность становится платежеспособным спросом, когда возникает адекватное предложение. В России достаточно примеров мастеров, которые предложили услуги медицинского педикюра на хорошем уровне и отказались от эстетики и покрытия лаком. На этом рынке еще очень много места.

 

Кабинет подологии не будет рентабельным, если все сделать «как следует»

 

Кабинет подологии, действительно, требует вложений, особенно по сравнению с кабинетом эстетики, но окупить их можно. Не существует полного списка «нужных» и «ненужных» вложений. К сожалению, готовых бизнес-решений не бывает, но при желании построить успешный маленький бизнес в подологии можно своим умом.